Что происходит в душе ребенка, когда его бьют

Что происходит в душе ребенка, когда его бьют 26.04.2017

Что происходит в душе ребенка, когда его бьют

Давайте посмотрим, какие мысли роятся в голове ребенка во время агрессивного поведения взрослого, особенно когда это насилие выражается в побоях и навсегда изменяет мировоззрение маленького человека.

Вот что говорят о физических наказаниях сами школьники

В доверительной беседе со специалистом подвергавшиеся телесным наказаниям ребята в возрасте 10-11 лет рассказывали следующее:

- «Я представляю, что уже умер, а они страдают, ревут. Я ненавижу их, когда они бьют меня, не могу молчать, рычу как животное»;

- «Когда кто-то из взрослых лупит меня, я не думаю о том, что мне больно. Мечтаю о том, как удрать отсюда, а они подумают, что я уже умер. Хочу отомстить им за все, с лихвой. Я мечтаю, чтобы их дом сгорел когда-нибудь»;

- «Даже когда стану большим и взрослым, всегда буду помнить тех, кто хоть раз поднял на меня руку! Я всегда злился на них, до ненависти, и буду это делать всю жизнь! Ненавижу!»;

- «Я хочу, чтобы к моим родителям вернулось все то, что они плохого для меня сделали. Они меня наказывают, а я думаю – я же пока не могу никуда сбежать, за что мне все это, почему у меня нет других родителей?».

В такие рассказы нельзя не поверить. Агрессия со стороны всесильного взрослого пропитывает юную душу, и маленький человек сам становится злым, в его внутреннем мире копится агрессия по отношению к окружающим.

Каким вырастет ребенок, которого избивали

Не все взрослые задумываются о том, что бить ребенка плохо хотя бы из соображений сохранения физического здоровья. Хочешь вырастить умного сына или дочь – никогда не бей его по голове. На кончиках пальцев сконцентрированы сотни нервных окончаний, недаром так популярно развитие мелкой моторики, - поэтому врачи говорят о вреде ударов по рукам ребенка. Пощечина - моральная травма на всю жизнь. Причем побои в судьбе девочек тянутся за ними из детства в большую взрослую жизнь, они выходят замуж за домашних тиранов и «кухонных бойцов». Давно доказано, что взгляды на семейную жизнь формируются в первые годы жизни человека.

Помимо сугубо медицинского взгляда на избиение детей, есть взгляд психолога на эмоции ребенка. Каждый ребенок, рассказывая свои истории о физических наказаниях, прежде всего говорят не о градации «инструментов инквизиции», будь то ремень или шнур от кипятильника. Пережившие и переживающие насилие дети говорят о своих негативных эмоциях, им обидно, боль в душе запоминается сильнее боли физической.

Рано или поздно ситуация, которую ребенок считает безвыходной, а себя беспомощным, принесет плохие плоды. Насилие вернется родителям ненавистью, равнодушием, плохими оценками и подозрительными уличными друзьями. Если все равно будут бить, то уже без разницы, за какой проступок. Наказанием становится чем-то совершенно обыденным, а восприимчивость к физической боли пропадает. Наступает полное безразличие, апатия. Особенно болезненно насилие приносит свои плоды родителям подростков. Возвращаясь, бумеранг агрессии принесет с собой ненависть со стороны собственного ребенка.

читайте также: как привить ребенку любовь к книгам

Заповеди родителей, избегающих физического наказания

Уже доказано, что насилие вместо покорности дает обратный эффект и возвращается в самом негативном варианте к тем, кто поднимает руки на детей. Шлепки, пощечины ломают личность маленького человека на корню.

Как можно наказывать детей?

Если рука рефлекторно тянется к ремню, задумайтесь – пора остановиться. Что для вас важнее – доверие родного человечка или его боль и злоба? Попробуйте обойтись словами вместо рукоприкладства. Даже самые маленькие дети все понимают, даже если вы считаете иначе. Главное – подобрать нужные слова.

Если ваше чадо совершило проступок и действительно нуждается в воспитательных мерах, попробуйте на некоторое время ограничить ваше с ним общение. Сформулировать для ребенка свою позицию можно фразой примерно такого содержания: «Ты знал, что так поступать нехорошо, но нарушил запрет, я тебе теперь не доверяю и мы прекращаем диалог».

Дайте ребенку почувствовать холод в ваших отношениях. Игнорируйте его реплики, мимику, интонации. Подобные переживания принесут терапевтический эффект, как и фразы типа: «Я разочарован в тебе, поэтому поеду развлекаться без тебя, ты остаешься дома». Главное – сдержать свое слово и оставить провинившегося ребенка без совместного отдыха, радости, наслаждения. Суть в том, что вы наказываете его, а не себя вместе с ним, поскольку вы получаете желаемое, а ребенок – нет.

Чем младше чадо, тем быстрее оно понимает – надо кричать во все горло слова типа «Мамочка, я так никогда больше не поступлю!», вымаливать прощение причитаниями и таким образом разжалобить наказавшую его маму. У некоторых детей это перерастает в устойчивую привычку. Они сначала нарушают запреты, а потом считают, что можно «горлом вымолить прощение».

Но спешить и моментально всё прощать не стоит. Иначе ваше далеко не глупое чадо очень быстро смекнет, что можно делать всё, что угодно, а потом произнести заветные слова «Мамочка, прости, я так больше никогда не буду» – и вуаля! Ты прощен, мама простила, можно пакостить дальше! Не доводите до такого.

Лучше добиваться исправления, перевоспитания не словом, а делом. Починить сломанное, собрать рассыпанное, вытереть разлитое. Если очень долго досаждал окружающим своим шумным поведением, значит должен научиться тихо говорить, передвигаться бесшумно. И ровно столько, сколько перед этим был в роли источника шума.

Жизнь большая, и нельзя точно подобрать заранее универсальные ключи к разрешению каждой проблемной ситуации. Но некоторые условные законы, заповеди воспитания могут дать некую поддержку.

Пять столпов наказания без рукоприкладства

- Во-первых, «поспешишь – людей насмешишь». Не будьте скорыми в своем наказании, разберитесь, проанализируйте ситуацию, не порите горячку;

- Во-вторых, конкретизируйте запрет, выдерживая серьезные и строгие интонации, мимику, когда призываете ребенка к порядку;

- В-третьих, дайте себе и ребенку понять, что негативный итог его деяний поправим, можно попытаться не кричать общие фразы негодования, а стараться найти пути выхода даже из тупиковой ситуации. Пусть чинит то, что разбил, порвал, расставляет по местам разбросанные вещи, вытрет пролитое молоко, останется без планшета, если топтался ногами по экрану гаджета. И здесь акцент не в качестве этой работы, а в непосредственном участии ребенка в устранении проступка;

- В-четвертых, наказание не должно быть отложено во времени на неопределенный срок, превращая его в месть – это не наш вариант;

- И в-пятых, отложите наказание ненадолго, если ребенок увлечен игрой, недавно проснулся, болеет. Ни в коем случае не связывайте наказание и прием пищи. Если вы решили наказать сына или дочку во время трапезы – остановитесь, дайте ребенку поесть. Даже совершивший проступок – он все равно остается ребенком, важно не создать у него негативную параллель между едой и наказанием. Иначе он может получить проблемы с аппетитом на всю большую жизнь. И напоследок – не стоит наказывать ребенка, если он все же пытался сам исправиться, устранить последствия проступка, но сам не смог.